• УСЛУГИ
    ЭСКРОУ-АГЕНТА
  • УСЛУГИ
    ПРИ СОЗДАНИИ ОБЩЕСТВА
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ АО
  • УСЛУГИ
    ЭМИТЕНТАМ ОБЛИГАЦИЙ
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ ООО
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ МУП И ГУП
  • УСЛУГИ
    СОБСТВЕННИКАМ КВАРТИР
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ СНТ
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    АКЦИОНЕРА
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    ЭМИТЕНТА
  • КАЛЕНДАРЬ
    СОБРАНИЙ
  • Силуанов назвал «запредельной» налоговую нагрузку на труд


    25 Февраля 2020

    Когда будет возможно снижение страховых взносов и за чей счет
    Правительство ищет возможность снизить ставку страховых взносов в социальные фонды, но важно сделать это без ущерба для бюджетного баланса, заявил РБК Антон Силуанов. Фискальная нагрузка на труд сейчас «запредельная», признал он

    Страховые взносы, которые платят работодатели за каждого сотрудника, в России чрезмерно высоки, но вопрос их снижения следует тщательно проработать, чтобы компенсировать ущерб внебюджетным фондам и не нарушить баланс федерального бюджета. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК.

    «Сегодня действительно нагрузка на труд запредельная. Я это прекрасно понимаю», — сказал он.

    Сейчас российский работодатель должен платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от заработной платы. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. (нарастающим итогом с начала года), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год накопленным итогом.

    Высокая нагрузка на труд — высокая доля «серых» зарплат

    По словам Силуанова, сегодня налоги на труд в России выше, чем налоги на капитал. К тому же к 30%, которые платит работодатель, добавляется 13% налога на доход физических лиц, который удерживается с зарплаты сотрудника. «Поэтому и происходят эти схемы уклонения от оплаты труда в белую», — отметил он.

    По данным Росстата, в 2018 году скрытая оплата труда (неформальные зарплаты, «конвертные» зарплаты) составила 13,06 трлн руб., или почти 13% всего ВВП.

    Во многих странах значительную часть страховых отчислений берут на себя сами работники, указал министр. В России, однако, вариант переноса уплаты страховых взносов с работодателя на работника не обсуждается, заявил Силуанов. Поэтому Россия проигрывает другим странам по конкурентоспособности налоговой системы, говорил Силуанов в 2018 году.

    Россию отличает высокая совокупная ставка налогов на труд — 36,6% от коммерческой прибыли предприятия среднего размера (данные последнего исследования Всемирного банка и PwC «Paying Taxes 2020»). В мире этот показатель составляет в среднем лишь 16,3%. Для сравнения, в Казахстане ставка налогов на труд — 10,1%, в США — 9,8%, в Канаде — 12,7%, Германии — 21,5%, Великобритании — 12%.

    Где взять деньги на маневр

    Силуанов подчеркнул, что сейчас правительство думает, как снизить налоговую нагрузку на труд, но это невозможно без нахождения постоянных источников компенсации внебюджетным фондам. «Если мы сейчас снизим, у Пенсионного фонда дыра в бюджете образуется. Чем ее закрывать — [федеральным] бюджетом?» — сказал глава Минфина.

    Он уточнил, что на 1% ставки страховых взносов приходится чуть более 200 млрд руб. поступлений. Если снизить ставки страховых взносов, например, до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркнул Силуанов.

    При этом стоимость для федерального бюджета социальных инициатив из январского послания президента Владимира Путина составит около 3,8 трлн руб. до 2024 года, или 0,75 трлн руб. в среднем за год. И чтобы профинансировать эти инициативы правительству пришлось частично задействовать ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ) через сделку по покупке Сбербанка: 1,25 трлн руб. доходов Центробанка вернется в бюджет через дивиденды ЦБ, и 900 млрд руб. из них будут направлены на обеспечения президентских поручений.

    В 2019 году общий объем собранных с работодателей взносов в социальные фонды составил 7,88 трлн руб., основная часть идет в Пенсионный фонд (5,4 трлн руб.). Страховые взносы формируют более 20% доходов российской бюджетной системы (то есть доходов федерального бюджета, регионов и внебюджетных фондов). Еще 1,9 трлн руб. Пенсионный фонд получает в виде трансферта из федерального бюджета на выплату страховых пенсий, поскольку взносы в ПФР не покрывают расходов на пенсионное обеспечение.

    В теории одним из источников компенсации снижения страховых взносов для бюджета могло бы стать сокращение льгот для нефтяной отрасли, предполагала газета «Ведомости». В 2019 году бюджет недополучил 1,6 трлн руб. из-за налоговых льгот в нефтяном секторе, и этот показатель ежегодно растет. Силуанов в интервью РБК сказал про нефтяные льготы следующее: «Новое правительство сейчас ставит задачу перед Министерством финансов, чтобы еще раз посмотреть на вопрос эффекта тех льгот, которые были даны». «Если этого не происходит [эффекта нет], льготы забирают», — сказал министр.

    Источником снижения ставок на труд могла бы стать прогрессивная ставка НДФЛ, сказал Силуанов. Но до 2024 года действует мораторий на изменение налоговых условий. Поэтому к вопросу о прогрессивной шкале подоходного налога правительство вернется после 2024 года — в обществе «давно назрел запрос на социальную справедливость».

    Удар по крупному бизнесу

    В разных секторах экономики доля оплата труда в структуре расходов различается. Поэтому дискуссии о снижении страховых взносов, по словам Силуанова, порождают «полемику в отраслях».

    Перемены невыгодны промышленным компаниям с низкой долей расходов на фонд оплаты труда, а в выигрыше будут отрасли с высокой долей оплаты труда в себестоимости — например, сектор инноваций и технологий, объяснил Силуанов. Унификация базы для взносов увеличит нагрузку на большинство промышленных секторов, а также финансовый сектор, показали ранее расчеты крупнейших компаний и отраслевых объединений.

    «Мы заинтересованы в том, чтобы эта нагрузка снижалась, но в то же время мы заинтересованы в том, чтобы не разбалансировать подходы к налогообложению», — резюмировал министр, уточнив, что вопрос пока рассматривается теоретически, «нет никаких законопроектов, заготовок на завтра».

    Правительство вернулось к идее резко снизить общую ставку с 30% до 23–25%, писали «Ведомости» в этом месяце со ссылкой на трех федеральных чиновников. Одновременно со снижением ставки страховых взносов, по информации издания, предлагается отменить регрессивную шкалу для высоких зарплат (когда при превышении порога годовой зарплаты ставка взносов снижается).

    Снижение социальных взносов уже обсуждалось в 2017–2018 годах. Тогда предлагался налоговый маневр, при котором страховые взносы снижались бы до 22% при одновременном повышении НДС с 18 до 22%. Однако в итоге было принято решение только о повышении НДС до 20%, а целью этого называлось финансирование майского указа Путина от 2018 года.

    Поступления страховых взносов в 2019 году опередили рост зарплат, превысив 7 трлн руб. (рост на 9,7%), сообщил глава ФНС Даниил Егоров. По расчетам ФНС, фискальная нагрузка по страховым взносам по итогам 2018 года составляла 3,3% от выручки организаций (снизилась на 0,3 п.п. за год).


    Источник: РБК


    Предыдущая новость Следующая новость


    Возврат к списку